Naturalist

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Главная » Статьи » Мои статьи

"Организация исследовательской деятельности учащихся – перспективный путь развития одаренных детей"

"Организация исследовательской деятельности учащихся – перспективный путь развития одаренных детей"

 

(проект « Натуралист»)

Перевозная Леонора Геннадьевна

учитель биологии МОУ СОШ № 5 г. Николаевска–на-Амуре

Контактный телефон: (42135)255-08

    

Одна из форм методической работы – работа с одаренными детьми. Проблема работы с одаренными детьми для меня очень актуальна. Особенность нашего времени – это потребность в грамотных людях, а быть сегодня грамотным – означает быть просто лучше образованным. Я уверена, для того чтобы сделать обучение качественным, значимым и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность учащихся в образовательный процесс школы. С этой целью в 2006 году разработала проект « Натуралист» и для работы объединила одаренных детей разных возрастов.

Цель проекта: создание ЦОРа, содержащего методические рекомендации и дидактические средства, позволяющие развивать исследовательские навыки учащихся при изучении регионального компонента.

Задачи проекта:

1. создать методические рекомендации для учителей по организации проектно – исследовательской деятельности школьников на факультативных занятиях, элективных курсах, в урочной и внеурочной деятельности.

2. Создать ЦОР с коллекцией, в состав которой входят:

  • "Игротека" (набор деловых и ролевых игр по заявленной тематике) по проверке знаний детей в игровой форме по темам регионального компонента.

  • "Библиотека" (банк научно – исследовательских работ учащихся и информационные данные по флоре, фауне, экологии Николаевского района).

Тема проекта актуальна, так как, помогает решить проблемы в обучении школьников. Одно из главных направлений моей деятельности – работа над повышением престижа знаний школьников, так как знания – результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда. Проблема работы с одаренными детьми для меня очень актуальна. В школе обучается немало детей, имеющих ярко проявляющиеся способности. Распознать способности у школьников, а также содействовать их развитию является для меня областью особого внимания.  ЦЕЛЬ моей работы по проекту: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, самоопределению в соответствии со способностями. Меня беспокоит продолжающее падение престижа знаний у школьников. Резкое расслоение ученической среды по отношению к учению. В этих условиях все труднее сделать учение субъективно значимым видом деятельности для каждого ученика. Это в свою очередь уменьшает развивающую и воспитывающую роль учения, а познавательный интерес, к сожалению, не всегда направлен на школьную программу. Учение – это большой и нелегкий труд, это труд души, формирующий личность. Для осуществления проекта пригласила не только одаренных, но и «трудных» детей и они с большим желанием трудятся над заданиями проекта. Стараются не подвести свою группу.   

С этой целью разработала проект «Натуралист» и объединила одаренных и «трудных» детей разных возрастов для выполнения интересной, творческой работы.

Наша совместная деятельность дает возможность общения друг с другом, слушать и слышать другого, обмениваться опытом и тем самым способствовать развитию каждого ребенка. Школьники с большим желанием работают над проектом: созданы мини – группы, определен состав групп, выбрана по желанию учащихся тематика проектов, школьники проводят самостоятельно исследования, работают в музее, библиотеках, определяют форму игр (дидактическая, ролевая), тематику проектов. Учащиеся активно участвуют в реализации проекта, стремятся к более глубокому познанию и развитию. Для осуществления проекта совместно с детьми определили проблему исследования, сформировали мини – группы согласно интересам школьников, выбрали тематику мини – проектов. В результате деятельности определили задачи, ожидаемый результат и сроки выполнения предстоящей работы. Школьники активно проводят поисково-исследовательскую работу по сбору материалов, каждая группа работает по выбранной тематике. Материал содержит сведения о родном районе, его животном и растительном мире, посещают библиотеки, музей, проводят экскурсии в природу, ведут наблюдения, готовят фотовыставку по заявленной тематике, ведут записи, учатся оформлять и защищать стендовые проекты, а также проводить практическую деятельность в природе. На основе проектов учащиеся разрабатывают дидактические и ролевые игры, создают банк научно – исследовательских работ. Проводимая работа школьникам нравится, они с большим желанием ее выполняют, проявляют интерес и творчество в работе. Невозможно представить учебно-воспитательный процесс без игры. Игра имеет огромное значение в воспитании, обучении и развитии ребенка. Игра – это осуществление мечты, его желаний. В ходе ее проявляется максимум способностей, знаний, умений, добываются ценные сведения, формируются новые умения, знания. В игре не так важен результат, как сам процесс познания. У игровой формы работы есть еще один «плюс» - она позволяет привлекать к участию ребят различных возрастов, трудных детей. Школьникам же игра помогает войти в мир наук, труда, общественных отношений. Игра – важная сфера жизнедеятельности ребенка. Едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способностей к творчеству в целом у подростков. На данный момент коллекция «Игротека» пополнилась дидактическими играми «Орнитолог Нижнего Амура», «Своя игра» (разделы: «Рыбы», «Птицы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся» Нижнего Амура), «Мир растений», ролевая игра «  « и др.

Раздел коллекции «Библиотека» содержит проекты: «Здоровье Амура», «Влияние сотовых телефонов на организм подростков Нижнего Амура», «Сохраним Николаевский лес», «Стресс и его отрицательное влияние на организм дальневосточника», «Отрицательное влияние вредных привычек на организм школьников», «Поведение птиц в домашних условиях» и т.д. Я в системе рефлексирую деятельность учащихся и обобщаю материал для создания методических рекомендаций по организации и использованию деловых"и ролевых игр, организации проектно – исследовательской деятельности учащихся в рамках НОУ. На занятиях проводим наблюдения, изучаем флору и фауну Николаевского района, выясняем влияние окружающей среды на здоровье жителей своего района. В результате деятельности у школьников развивается творческое мышление, интеллектуальная инициатива, аналитический подход к собственной деятельности. В систематическом поиске, в ходе самостоятельных исследований, развивается мышление школьников, добываются необходимые знания, формируются умения, а для меня открываются широкие возможности развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникшие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Исследовательская деятельность – это большой и сложный труд школьника и учителя, требующий индивидуального подхода к каждому ученику. Важно исследовательской деятельностью школьнику заниматься с раннего возраста, чтобы данная работа стала потребностью.

В работе над проектом встречаются такие моменты, когда ребенок не может преодолеть знаниевый барьер, школьникам необходима моя помощь, чтобы начатое дело довести до конца, а иногда у ребенка просто не хватает воли выполнить работу, поэтому я стараюсь понять трудности каждого ребенка и своевременно оказать помощь. В работе над проектом встречаются трудности, но стараюсь всегда справиться с ними самостоятельно.

Быть руководителем проекта очень сложно, так как необходимо быть педагогом – профессионалом, систематически заниматься самообразованием, одновременно быть научным руководителем у своих талантливых школьников, читать много дополнительной литературы, быть всегда в поиске нового, достаточно много уметь.

Одаренных детей, я уверена, не может быть много, но качество выполненной работы должно быть высоким – это перспектива, мое главное требование к работе с одаренными детьми.

Проект «Натуралист» предназначается для учителей биологии, географии, экологии, а также других педагогов, реализующих региональный компонент, учащихся 6-11 классов. Методические рекомендации помогут молодым учителям организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся в учебном процессе, на факультативных занятиях, элективных курсах и во внеурочной деятельности. На основе разработанных проектов можно всегда разработать и создать коллекцию игр и создать банк научно - исследовательских работ с презентацией для творческой работы педагога и школьников. Методическое обеспечение поможет учителю организовать и использовать деловые и ролевые игры, проектно-исследовательскую деятельность учащихся в рамках НОУ (научного общества учащихся) по изучению флоры и фауны Николаевского района и влияния окружающей среды на здоровье человека. В деятельности добилась положительных результатов, так как, всегда учитываю интересы и желания детей, работа соответствует возрастным и психологическим особенностям участников проекта, учитываются индивидуальные особенности каждого школьника. В работе созданы комфортные условия для развития творческих способностей каждого участника проекта.

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее ПОЛНО выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей терпения. Руководитель исследования должен всегда помнить - работа должна быть посильна для учащихся и при ее выборе необходимо учитывать возможности именно школы. При организации исследовательской деятельности в школе часто возникают определенные трудности, поэтому мне хотелось бы предостеречь учителей хотя бы от некоторых ошибок, поделиться своим опытом. Успех исследовательской работы школьников в большой степени зависит от научного руководителя НОУ. В любом случае научный руководитель — это лицо компетентное в данной проблеме. С чего я начинаю работу: я изучила труды И.А.Борзова, Н.В.Самсель, О.Н.Чистякова по учебно-исследовательской деятельности учащихся. Поделюсь своим опытом работы по организации учебных занятий с использованием исследовательских проектов.

1. Выбор темы, формулировка и содержание должны предполагать:

  • интеграцию наук и различных областей практической деятельности,

  • практическую ориентацию целей, задач и содержание работы,

  • предметно-объективный принцип исследования,

  • практическую значимость результатов проекта.

 2. Этапы организации проектной деятельности их содержание.

А. Подготовительный этап:

  • формулировка темы и её осмысление;

  • формулировка проектного задания и анализ его содержания;

  • постановка проблемы через противоречие;

  • установление мотивации к действию:

  • выявление объекта и предмета исследования;

  • формулировка гипотезы исследования;

 Б. Этап планирования:

  • определение направлений работы для реализации проектной задачи;

  • составление программы проектной деятельности;

  • определение источников информации и способов её сбора;

  • определение способов представления результатов

  • определение методов исследования;

В. Этап исследования (экспериментальный).

Предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.

Г. Результативно- аналитический этап.

  • анализ собранной информации;

  • формулирование выводов;

 Д. Отчётно-презентационный этап:

  • выполнение отчёта;

  • презентация результатов проекта.

Учителем проектная деятельность школьников может оцениваться по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость, логика построения программы проекта, качество использования источников информации, эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта.

 

1. тема работы должна быть актуальной и вызывала у детей интерес.

2. Определяется цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее);

3. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели).

4. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы).

5. Работа школьников с литературными источниками, библиотеках, музеях, организация наблюдений и исследований.

6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

7. Обработка результатов исследования.

8. Результаты исследования (краткое словесное изложение новой информации об объектах или явлениях, которую удалось получить юному биологу в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногочисленное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах).

9. Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, без многословных объяснений или трактовок. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5).

 

Исследовательские проекты – служат основой для составления различных игр по региональному компоненту.

Наступил момент, когда все данные собраны. Что с ними делать? В научной среде принято подкреплять результаты наблюдений и экспериментов их математической обработкой. Хорошо, если к работе удастся подключить математиков, которые построят математические модели изучаемых процессов или явлений, однако практика показывает, что о таких межпредметных связях остается только мечтать, но мы осуществили такую задачу и выполнили исследовательскую работу: "Влияние"(межпредметные связи: биология и физика), а достоверность полученных результатов и сделанных выводов проверили с помощью методов математической статистики.

Роль научного руководителя — именно руководство: выбор темы, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, рекомендация первоисточников, обсуждение полученных результатов, формулировка выводов. Причем практически все перечисленное необходимо проводить совместно с учащимися. Требования к демонстрационному материалу сводятся к его наглядности. Прежде всего, представляются результаты исследования: таблицы, стендовые проекты, плакаты или компьютерные презентации. Советы достаточно универсальные: рисунки и графики всегда зрелищнее таблиц или текста. Графики могут находиться в центре внимания достаточно долго, а таблицы следует демонстрировать ограниченное время (по просьбе заинтересованных слушателей к нужной таблице можно вернуться). Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать, задать вопросы. Ежегодно важным событием в школе в конце учебного года стала научно – практическая конференция НОУ. Юные исследователи защищают свои научные работы грамотно, применяют стендовые проекты, используют презентации. Руководители творческих групп видят качественный результат своего труда.

Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.         Буланова-Топоркова М.В., Духовнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. – М., 2004

2.         Биология в школе № 3 1994

3.         Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. - М., 1984

4.         Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. – М., 2004

5.         Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996

6.         Народное образование № 10 1999

7.         Программы для образовательных школ, гимназий, лицеев. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

8.         Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, Народное образование, 1998

Категория: Мои статьи | Добавил: naturalist (05.03.2009) | Автор: Алена
Просмотров: 10025 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 4.5/4 |
Всего комментариев: 8
8 Miron9483  
0
здесь на этом веб-сайте подобран огромный выбор умных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1114.html - wonder media wm8650 прошивка

7 Ermil8530  
0
тут на официальном блоге подобран огромный набор умных статей про http://medbaz.com/news-more-957.html - кишечный грипп симптомы лечение.

6 Tanya1861  
0
Привет всем. Открыла для себя: я уже 1 год пользуюсь оперой, но только позавчера узнала о том, что у нее есть аддоны!!!!У меня естьhttp://www.opera-all.com/ - _великолепная идея, а именно: начнем показывать у кого что установлено!

P.S. Я запостила в раздел this - туда? Если нет, переместите!

5 Margarita1431  
0
здесь на вышеприведенном веб-сайте http://www.justlady.ru/articles-154457-intim-ne-predlagayut - http://www.justlady.ru подобран большой выбор умных статей на тему диет. здесь на вышеприведенном веб-блоге все статьи выложены на всеобщее обозрение.

4 Sveta4822  
0
Всем приветик! Давайте далиться последними просмотренными вами фильмами!
Меня недавно впечатлил фильм Мужчина с гарантиейhttp://kinokorsar.ru/ - . По-моему отличный отечественный фильм про взаимоотношения людей.
А вчера мы с мужем сходили на фильм Порочнакя страсть. Интересный фильм о семье, любовнице, деньгах, Тиме Роте и разрушении всего обыденного. Ричард Гир немного постарел, но актерская игра бесподобна!
Какие еще фильмы вы можете посоветовать? хочется чего-нибудь в этом же духе.

3 Lena2270  
0
Здравствуйте, друзья. Мы с мужем въехали в новую квартиру, ремонт в которой, похоже, не делался никогда. В связи с тем, что на ее покупку пришлось продать старый дом, отдать все сбережения и даже немного занять у родителей, финансовая ситуация не позволяет воспользоваться услугами ремонтных бригад.
А, тем не менее, у нас маленький ребенокhttp://strojdomsam.ru/ - , который просто не должен жить в таких условиях!
Вот я и думаю, как максимально сэкономить на ремонте и хотим попробовать сделать его своими руками.
Но дело в том, что у нас нет никакого опыта, поскольку муж больше головой работает, чем руками, да и боюсь, что придется потом переделывать все и исправлять, а это может повлечь еще большие расходы.
Поделитесь опытом, может кто-то знает, как сделать ремонт подешевле и за что можно взяться самим, а к чему привлекать мастеров.
Заранее благодарна.

2 Bypeunine  
0
Нет ничего сложнее, чем купить подарок для дорогого, любимого мужчины или выбрать презент начальнику, другу. И нет ничего проще, чем сделать это у нас! Для решения всех проблем и создан наш Интернет магазин подарков.
Одним из основных наших направлений является продажа подарков для мужчин. У нас всегда в наличии большой ассортимент подарочных наборов, от недорогих до элитных, например таких, как http://vam-podarki.ru/show_cat2.php?grid=6003 - набор шампуров подарочный. Рекомендуем купить набор для покера для азартных людей, которые увлекаются замечательной игрой - покер, они обязательно оценят такой подарок по достоинству.

1 SomoStoofag  
0
на блоге [url - http://ublaze.ru/ собран большой выбор статей. на тему http://ublaze.ru/forum/ftopic936.html - Новости триколор нтв плюс. у нас на данном блоге все публикации выложены абсолютно бесплатно, без всякой регистрации.

Имя *:
Email *:
Код *:
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz